Глиняный Парень как персонификация ненасытности и потребления.
Дорогие друзья!
Позвольте ответить для всех на вопрос Наталья Григина:
«Татьяна Дмитриевна, можно вас попросить расшифровать сюжет сказок, где бездетные супруги (дед и баба) создают себе дитя? Глиняного парня или девушку из извести. Я слышала такую интерпретацию сказки про глиняного парня, сожравшего всю деревню, пока ему не разбил брюхо рогами козел, что это зависимость, любовная или химическая аддикция, пожирающая всю жизнь человека. Тогда как понимать сказку про девушку из извести, владеющую искусством управлять вещами и стихиями?»
В фольклоре есть устойчивый сказочный мотив, в котором немолодые супруги получают необычное дитя.
Бабка резала капусту, отрубила себе палец — появился Мальчик-с-пальчик. Бабка по амбарам помела, по сусекам поскребла, получился Колобок.
Бабка принесла снегу в решете, они с дедом его толкли-толкли и вытолкли снегурушку.
Словом, есть необычные способы деду и бабке родителями стать. Вот только предугадать сложно — кто на свет появится: добрый помощничек/помощница, или странник, или погубитель…
Сказка про Мальчика с пальчик — необычного ребенка, ставшего помощником, но есть его антипод — Глиняном Парне. Вот его «доподлинная история».
ГЛИНЯНЫЙ ПАРЕНЬ
Жили-были старик да старуха. Не было у них детей. Старуха и говорит:
— Старик, вылепи из глины паренька, будто и сын будет.
Старик вылепил из глины паренька. Положили его на печку сушить. Высох парень и стал просить есть:
— Дай, бабка, молока кадушечку да хлеба мякушечку.
Принесла ему старуха это, а он съел все и опять просит:
— Есть хочу! Есть хочу!
И съел он у старика со старухой весь хлеб, выпил все молоко и опять кричит:
— Есть хочу! Есть хочу!
Нечего ему больше дать. Глиняный парень соскочил с печки и съел бабку с прялкой, дедку с клюшкой — и пошел на улицу.
Идет навстречу бык, глиняный парень говорит ему:
— Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой — и тебя, бык, съем!
Да и съел быка.
Идет дальше. Навстречу дроворубы с топорами. Глиняный парень и говорит:
— Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами — и вас всех съем!
И съел дроворубов с топорами.
Идет дальше. Навстречу ему мужики с косами да бабы с граблями. Глиняный парень им говорит:
— Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами, дроворубов с топорами — и вас всех съем!
Съел мужиков с косами да баб с граблями
и дальше пошел. Встретил глиняный парень козла и говорит:
— Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами, дроворубов с топорами, мужиков с косами, баб с граблями — и тебя, козел, съем!
А козел ему говорит:
— Да ты не трудись, стань под горку, а я стану на горку, разбегусь да тебе в рот и прыгну.
Стал глиняный парень под горку, а козел разбежался с горы да рогами в брюхо как ударит! Тут и рассыпался глиняный парень.
И вышли из брюха бабка с прялкой, дедка
с клюшкой, бык с рогами, дроворубы с топорами,мужики с косами да бабы с граблями.
Всех козел избавил.
Создание человека из глины — мотив мифологический. Бог создает первого человека из глины в мифологии разных народов, в том числе, и восточных славян.
Причем, в этой мистерии участвует не только Бог, но и нечистый.
Вот, как все происходит:
«Бог взял глину, замесил ее и слепил человека по Своему образу и подобию. Сотворив мужчину, Бог понял, что теперь Ему придется делать и женщину. Ее Он тоже слепил из глины. Слепив первых людей, Бог поставил их к изгороди сушиться, а Сам полетел на Небо за душой, ведь без души люди не смогли бы ожить. Чтобы в Его отсутствие Сатана не смог испортить людей, Бог оставил собаку в качестве сторожа. Собака первоначально была без шерсти и сильно мерзла. Сатана пообещал ей шубу за то, чтобы она подпустила его к людям. Собаку он покрыл шерстью, а людей измазал грязью. Когда Бог увидел грязных людей, Он вывернул их наизнанку, чтобы вся грязь осталась внутри человеческого тела. Поэтому человек плюет и кашляет. Вывернув людей наизнанку, Господь просушил их на солнце, дунул и вдохнул в них душу, назвав их Адамом и Евой» (цитата из книги Е.Е. Левкиевской «Мифы и легенды восточных славян»).
Дед по просьбе бабки создает парня из глины — и он становится носителем принципа неуемного потребления. Той грязи, которой, согласно легенде, были испачканы глиняные люди, пока Бог летал на Небо за душами.
Если Мальчик с пальчик становится персонификацией добродетелей, то Глиняный Парень — персонифицирует главную «порчу» человечества — многоликую ненасытность.
Добродетель, пусть и объёмом «с пальчик» — вершит немалые дела. Но ненасытность, хоть и пожирает все на своем пути, — на самом деле, хрупка. Глина — материал непрочный.
Козел — жертвенное животное. Благодаря его трудам ненасытность рассыпается и освобождает всех, кто успел заразиться ею.
Сказка, как всегда, дает надежду: «философия потребления», заражающая человека ненасытностью, всего лишь глина. Придет время, люди освободятся от этой инфекции.
Но стоит ли ждать, сказочного Козла откуда-то «со стороны»?! Ведь сказочный Козел в данной сказке — это наши высокие способности: здравый смысл, разумное самоограничение, чувство меры, и многие другие. Средства от ненасытности есть внутри нас. И сказка «Глиняный парень» может привести их в активное состояние.
Если мы позволим, конечно.
Автор: Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева, директор Международного Института Комплексной Сказкотерапии.