Это сказка моего учителя, мудрой волшебницы Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой, она является основателем метода Комплексной Сказкотерапии , г. Санкт-Петербург
«Жил на свете могучий воин. Владел он всеми боевыми искусствами, обладал невероятной силою и выносливостью. Когда его спрашивали:
— Почему ты все время ищешь войны? Ради чего ты воюешь?
Он отвечал:
— Ради справедливости! Посмотрите, как много несправедливости вокруг! Богатый угнетает бедного, враги захватывают чужие земли, предатели плетут интриги! И он один отправлялся в поход, чтобы защитить слабых, и сразиться с сильными.
Как-то раз, в одном городе на рыночной площади он увидел, как богато одетый мужчина замахнулся на женщину, желая ударить ее. Быстро отреагировал воин, и вот через несколько минут обидчик уже лежал на земле связанным, а к его горлу был приставлен клинок.
— Пощади меня, добрый человек! За что ты со мной так обошелся?! – взмолился поверженный.
— Как мог ты поднять руку на беззащитную женщину! – грозно рявкнул воин.
— Кто тут беззащитная женщина?! – проскулил поверженный. – Ты обознался, воин, эта женщина самая большая обманщица на земле. Посуди сам, справедливо ли с ее стороны так поступить со мною!
— Что такое, ты, верно, хочешь разжалобить меня, спасая свою шкуру, — пробормотал воин и отвел от шеи поверженного руку с клинком. – Садись и рассказывай мне, что произошло между вами, — приказал он.
— Эта женщина – моя соседка. Некоторое время назад она пришла ко мне в слезах, умоляя о помощи. Ее сын проиграл в карты крупную сумму. Чтобы выплатить долг, ей пришлось заложить свой дом. Но сын, желая отыграться, проигрался вновь. И вот она пришла просить моего поручительства, чтобы взять новый кредит. Мне стало жаль ее, и я согласился. Она слезно умоляла меня подписать бумагу, в которой говорилось, что я ручаюсь за нее. Когда я подписывал документ, она закрывала часть его рукой, как будто в бессилии опираясь на стол, где он лежал. Я тогда не придал этому значения. И вот сегодня ко мне пришли приставы и приказали убираться из моего дома, который теперь принадлежит этой обманщице! Оказывается, я подписал хитро составленную дарственную на ее имя! Так затуманила она разум мой своими небылицами, так искусно разыграла страдание! И скажи, есть ли после этого справедливость на этом свете?!
— Да уж не обманываешь ли ты меня, желая спасти свою шкуру? – озадаченно протянул воин.
— К чему мне тебя обманывать? Да и к чему мне, бездомному и оболганному моя шкура? – печально спросил человек. – Вот, посмотри в кармане моя копия документа.
Через мгновенье воин держал в руках дарственное письмо, из которого следовала правдивость слов его нового знакомца.
— Какая чудовищная низость! Какая несправедливость! Она достойна смерти! – вскричал рассвирепевший воин и побежал разыскивать обманщицу.
Надо сказать, она и не пыталась скрыться, твердой походкой спокойно шла по улице.
— Остановись, несчастная! – крикнул воин, хватая ее за руку.
— Я вас не знаю, что вам угодно?!– строго спросила женщина, отнимая руку.
— Как смели вы обмануть того достойного человека, оставить его без крова?!
— Это он-то достойный человек?! – усмехнулась женщина. – Вот уж скажете тоже! Да разве же достойные станут водить к себе в дом каждый день падших женщин и творить разврат прямо на балконе, смущая моих детей?! Я просила его много раз прекратить бесчинства, но он лишь насмехался надо мной, продолжая беззакония.
— Но разве справедливо лишать его из-за этого крова? – спросил озадаченный воин.
— А разве справедливо развращать моих детей своими бесчинствами? – нахмурилась женщина.
— Но вы обманом завладели его домом!
— Никакого обмана, я просто не все ему сказала. Он был пьян и думал, что подписывает собственное прошение о том, чтобы меня высекли на городской площади как блудницу.
— Вы обманули его.
— Никакого обмана, просто я проучила того, кто был несправедлив ко мне и моим детям, — сказала женщина и пошла своей дорогой.
Воин вернулся к своему новому знакомцу.
— Ты обманул меня, не рассказав о творимых тобою бесчинствах и унижениях, что ты принес той женщине, — грозно сказал он.
— О каких бесчинствах ты говоришь?! Просто эту каргу съедает зависть к тому, что я, молодой мужчина, живу полной жизнью. Разве несправедливо жить в полную силу?! Лучше освободи меня от веревок.
Первый раз в жизни воин был озадачен. Раньше справедливость была такой ясной: был обидчик и жертва, сильный и слабый. Ему следовало наказывать обидчиков и защищать слабых. А теперь… Какова же справедливость в этой ситуации. В задумчивости он пошел прочь из этого города. Шел куда глаза глядят, не разбирая дороги, не замечая несправедливостей вокруг. Ему казалось, что он потерял смысл своей жизни, которая еще утром была цельной и важной.
И вот дорога вывела его к небольшой хижине, возле которой сидел седовласый старик и чинил сеть.
— Здравствуй, рыбак, — приветствовал старика воин.
— Здравствуй, воин, только я не рыбак, — откликнулся старик.
— А кто же ты таков, коли сети чинишь? – спросил воин.
— А я ловец справедливостей, — ответил старик.
— Кто-кто?!
— Ты, что, глухой? Я – ловец справедливостей, ты – глупый воин. Что тут непонятного?!
— Так ты что ж, справедливости этой сетью ловишь? – пробормотал воин.
— Когда сетью, когда плетью, — пошутил старик.
— Ничего не понимаю, — замотал головой воин.
— Да и понимать тут нечего. Вот кваску попей, садись и слушай, — пригласил его старик. – Все просто, герой. Каждый человек желает справедливости и требует, чтобы с ним обходились справедливо. Всякий жалуется на всевозможные несправедливости и выходит, что справедливость – это когда все оборачивается в пользу конкретного человека, а несправедливость – это когда ситуация разворачивается не в его пользу. Так и выходит, герой, что сколько людей, столько и справедливостей, у каждого своя. Так за что ты теперь воевать станешь?
— Ой, совсем ты меня запутал, старик, ничего я не понимаю. Что ж получается, справедливости и вправду нет на свете?!
— Как же так – нету?! Очень даже есть, да так много, что хоть сетью лови. Ты лучше вот что мне скажи, герой: уж не думаешь ли ты, что люди на свет равными родятся?
— Как это?! Что значит «равными родятся»?
— То и значит. «Равными родятся», значит одной доли достойными, одной справедливости на всех, вот со всеми и надо обходиться одинаково.
— Ты, старик меня не путай, я не со всеми одинаково обхожусь. Обидчиков – наказываю, а слабых – защищаю!
— Вот уж, действительно, «неодинаково». Да твоей «неодинаковости» лишь только два варианта существует! А людей-то — вон сколько!
— Как же мне быть? Запутался я, – признался воин.
— Запоминай, герой: суть справедливости в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми. Запомнил?
— Запомнил, но не понял…
— Люди неравны от природы и неодинаковы ни телом, ни душой, ни духом. Они родятся существами различного пола, у них разное здоровье и таланты, на свете нельзя найти двух одинаковых людей. Все по-разному воспитаны и образованы, приспособлены к разным условиям жизни, имеют разные привычки и предпочтения. Люди творят неодинаково и создают неодинаковое и неравноценное. Справедливость требует, чтобы с ними обходились согласно их личным особенностям. Справедливость требует неравенства для неравных.
— Что же мне теперь делать, чему посвятить свою жизнь, свое мастерство воина?
— Пришло время, герой, овладеть искусством неравенства. В основе его – внимание к неповторимости человеческой и доброе любящее сердце. Не станет справедливый воин умножать на свете число обиженных, страдающих и ожесточенных.
— Да я же, наоборот, защищал обиженных!
— Правильно, защищал одних, но ожесточал других. Разве не затаивалась злоба в сердце поверженного обидчика, разве не находил он возможности выместить злобу на ком-то, до кого не дотянулось твое внимание? Запомни, герой, справедливый воин рассматривает каждого человека индивидуально, стремясь постичь скрытую глубину его души.
— Это очень сложно для меня, — застонал воин. – Я всего лишь тот, кто умеет драться.
— Тогда люди будут просто использовать тебя, обманом сманивая на свою сторону.
— Что же делать?
— Откажись от привычки сначала делать, а потом думать, и начни развивать свое сердце, — посоветовал старик.
— А как его развивать?
— Для начала забудь про упрощенное разделение людей лишь на две категории: обидчики и жертвы. Не торопись оценивать людей и принимать решения, на чью сторону вставать. Учи свое сердце любить людей, сколько бы несовершенств они тебе не демонстрировали. В каждом из них – искра Божья. У одних – ярко горит, у других – тускло, у третьих – едва заметно. Тренируй свой взгляд различать это.
— Старик, а драться-то когда?
— Так просто драться, или за справедливость? – уточнил старик.
— Просто драться, чтобы размяться.
— Да это сколько угодно можно, главное тем, с кем борешься, части тела целыми оставляй!
Остался воин у старика на некоторое время, сердце свое слушать и развивать старался. А потом отправился своей дорогой. Много хорошего он принес тем, кто встречался на его пути. Оттого прозвали его люди Справедливым Воином».